Что будет, если сенсоры цифровых камер станут круглыми?

В современных цифровых камерах изображение генерируется с помощью сенсорных матриц, в которых соединяются миллионы крошечных ячеек ‒ квадратных пикселей. При экспозиции, которая «начинается» при нажатии на кнопку затвора, каждый из них как бы консервирует, сохраняет в своей емкости фотоны. Таким образом они попадают в миниатюрный «фототермос». После завершения экспозиции все закрываются, и камера начинает определять, сколько фотонов накопилось в каждой из ячеек. Относительное число фотонов преобразуется в интенсивность разных уровней. Точность, с которой это происходит, называют разрядностью ‒ она может составлять от нуля до 255.

Фотограф Стив Гледхилл (Steve Gledhill) из Вустершира, Великобритания, специализируется на ландшафтной съемке, а также ведет свой сайт и блог, где выкладывает фото архитектуры, пейзажей и всего, что попадает в зону его внимания. Он часто публикует там и свои рассуждения на тему конструкционных характеристик камер. В частности, недавно задумался о том, что будет, если внести в цифровые камеры некоторые фундаментальные изменения, например, ‒ сделать сенсоры круглыми.

что будет если сенсоры фотокамеры будут круглыми

Стив не придерживается традиционного подхода к форматированию своих изображений, он выставляет размеры так, как это удобно ему, даже соотношение сторон не совпадает с признанными коэффициентами или выражается нецелым числом. Конечно, в этом случае он «теряет пиксели», поэтому негодует. Например, при «обрезке» квадратного формата до 3:2 треть пикселей неизбежно пропадает. Чтобы легко выбирать соотношение сторон в цифровых камерах, необходимо внести изменения в дизайн и конструкцию прибора.

Стив Гледхилл полагает, что это может быть чрезвычайно полезно (и не только для него одного). Он изложил свои соображения в статье, которая, хоть и предлагает довольно смелый и нетривиальный взгляд на привычные вещи, представляет немалый интерес.

Несколько основных положений

Практически все профессиональные фотографы осведомлены о том, что сенсоры имеют прямоугольную форму с шириной большей чем высота. Чтобы снять хороший портрет, необходимо развернуть камеру на 90 градусов. Большинство фотоаппаратов предназначены для работы в альбомном формате, а альтернативные соотношения размеров сторон предусмотрены только в настройках меню, которые встречаются далеко не во всех моделях. В любом случае выбор ограничен и оперировать предустановленными параметрами не всегда удобно.

круглая матрица в фотоаппарате

Все линзы объективов «транслируют» круглое изображение, концентрирующееся вокруг прямоугольного сенсора. Этот факт дает возможность утверждать, что лучший, более гибкий и удобный подход к созданию изображений в принципе возможен.

Если разработать механизм, который позволит камере пользоваться преимуществами полноценного круга, то соотношения сторон можно будет выбирать не только по разнообразным предварительным настройкам, но и по «бесступенчатой» шкале. Программное обеспечение фотоаппарата позволит делать это за счет настроек электронного видоискателя и экрана. Все это возможно при круговом сенсоре.

Как изменится камера и ее конструкция, если внедрить подобное новшество

У смелого подхода есть много положительных сторон, но есть два основных, важных замечания:

  • если использовать в изображениях полноценный круг, то максимально возможный его размер (измеряемый в количестве пикселей) будет всегда доступен для любого выбранного соотношения в пределах фигуры;
  • портретные снимки можно будет делать и из комфортного для фотографа горизонтального положения камеры ‒ задумываться о том, как именно ее повернуть, чтобы сохранить качество, не нужно.

Как изменится камера и ее конструкция, если внедрить круглую матрицу

Все новшества, очевидно, потребуют внедрения нового подхода в дизайне фотоаппарата (особенно его корпуса), но конструкцию объектива они не затронут. Сенсоры будут размещаться в «полном круге», а не прямоугольнике с соотношением сторон 3:2, как раньше. Следовательно, и электронный видоискатель (EVF), и экран должны стать квадратными, чтобы изображение с выбранным сочетанием характеристик отображалось в максимальном размере/разрешении.

Кроме этого, необходимо разработать специальное программное обеспечение. Оно бы предоставляло фотографу (и, конечно, предлагало в качестве опции) возможность сохранять первоначальные круговые изображения вместе с теми, которые были сделаны в момент срабатывания затвора. Это позволило бы выбирать подходящий вариант позже, после сравнения кадров. Чтобы достичь такого уровня инновационности, понадобятся существенные правки в ПО ‒ для грамотного включения опции в существующий набор функций. Но Adobe или прочие видные игроки отрасли вполне могли бы взять на себя столь сложное обязательство, а главное – выполнить его.

Безусловно, все вышеперечисленное было бы огромным шагом вперед в искусстве фотографии, который далеко не все профессионалы и любители смогли бы принять – инновации всегда требуют переосмысления собственных взглядов. В конечном итоге иногда стоит посмотреть на ситуацию с абсолютно новой позиции ‒ даже если она и останется только теорией.

Без рубрики
.